Департамент по обеспечению качества в сфере образования Туркестанской области сообщает что согласно внесенным изменениям в январе 2021 года в Закон Республики Казахстан «Об образовании» внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) отменена.
Отныне будет проводиться Мониторинг образовательных достижений обучающихся» (МОДО), ориентированный на функциональную грамотность обучающихся. Механизм проведения МОДО урегулирован в Правилах проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся (приказ МОН РК от 5 мая 2021 года №204).
Основные моменты, на которые организациям образования необходимо обратить внимание:
1) МОДО будет проводиться в форме компьютерного тестирования среди обучающихся начальной и основной средней школы, организаций ТиПО;
2) МОДО не является формой государственного контроля и не имеет никаких правовых последствий ни для обучающегося, ни для организации образования;
3) МОДО в среднем образовании направлен на определение уровня функциональной грамотности и компетенций, то есть умению применять знания и навыки в жизненных ситуациях, а также на оценку развития аналитического и логического мышления. Поэтому тесты будут состоять из заданий на читательскую, математическую и естественно-научную грамотность;
4) МОДО в ТиПО направлен на оценку уровня освоения общеобразовательных дисциплин или профессиональных модулей, а также замера уровня формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Соответственно, тесты будут состоять из заданий по общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам с учетом профиля обучения согласно Классификатору специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования;
5) МОДО также имеет целью получение обратной связи от организаций образования. Национальная академия образовани им. Ы.Алтынсарина по итогам комплексного анализа МОДО будет вырабатывать методические рекомендации в разрезе регионов и конкретных организаций.
В целом, международный опыт показывает, что мониторинги образовательных достижений проводятся почти во всех развитых странах мира (США, Англия, Китай, Австрия и др.). Мониторинги проводятся для получения надёжной и ясной информации о состоянии процесса обучения, факторах, влияющих на результаты обучения, и разработки мер по улучшению образования в стране.
Полагаем, что в Казахстане введение МОДО позволит провести критериальный анализ успеваемости обучающихся с учетом международной практики обеспечения качества и внешнего оценивания.
Полученные результаты тестирования будут использованы для отслеживания реализации учебной программы по обновленному содержанию, получения необходимой информации для дальнейшего развития организации образования и подготовки методических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса в школах и колледжах.
С.Пахымбет,
главный специалист
Департамента по обеспечению
качества в сфере образования
Туркестанской области